Особняк А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной
В 2009 году наша мастерская принимала участие в реставрации особняка А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной, который стоит на улице Литераторов № 17. Построен этот дом в 1905-1907 годах гражданским инженером Михаилом Федоровичем Гейслером. Двухэтажный особняк выдержан в стиле модерн. При оформлении фасада использованы гранит, зеленый глазурованный кирпич, майоликовое панно с растительным орнаментом, литые балконные решетки. На башенке находилось стилизованное изображение ключа - знака камергера (это придворное звание носил хозяин особняка), но, к сожалению, оно было утрачено. Асимметричность плана, характерная для особняков конца XIX — начала XX века, подчеркнута эркером и башенкой.
Савина Мария Гавриловна была великой русской актрисой, планировка особняка учитывала профессию хозяйки – на первом этаже обширная столовая-зал, библиотека, кабинет, помещение для хранения театральных костюмов, на втором - гримерная. Подсобные помещения - кухня, гладильная - размещались в подвале. Во дворе дома сохранился четырехэтажный флигель, построенный в 1907 году. Здесь жили слуги и размещался гараж.
В реставрации особняка принимали участие различные художественные мастерские. Нашей задачей стало восстановление частично утраченного майоликового фриза с изображением цикламен и глазурованного облицовочного кирпича – «кабанчика», как его принято называть.
Реставрация и воссоздание фасадной керамики сложный технологический процесс. Погодные условия Санкт-Петербурга накладывают свои определенные требования. При реставрации фасадной керамики важно хорошее знание материалов и изменения их свойств в различных условиях.
Часто при реставрации глазурованных элементов использую полиэфирные составы. К сожалению, данный вариант нам не подходил: при проникновении влаги в исторический черепок и последующем оледенение во время заморозков был риск отслоения восстановленного участка. Поэтому был выбран другой подход – заново изготовить детали, утраты которых составляли более 40%. Для элементов с утратами менее 40% использовался специальный гидрофоб.
В то время пока на фасаде трудились наши реставраторы, расчищая керамику от многолетних загрязнений, грибка, восстанавливая утраты, в мастерской были созданы по оригинальным слепкам новые модели. После переведения в материал и первоначального утельного обжига, на основе тщательно подобранной палитры, художники расписали полихромными глазурями воссозданные части панно. Точно такую же процедуру провели и для обитого некогда кабанчика. Сегодня и не скажешь, что на месте нескольких утраченных элементов стоят новодельные изразцы.
Другие новости: